Когда стало ясно, что кризис уже наступил, московский
предприниматель Альберт Рябышев вспомнил известную фразу булгаковского
героя о том, что разруха не в сортирах, а в головах: «Паника порождает
огромное количество слухов, неадекватных поступков как среди
бизнесменов, так и среди обычных граждан, — говорит он. — Поэтому мы с
партнерами по бизнесу решили: надо думать не только о том, как выживать
сейчас, но и о том, как будем жить после кризиса». Антикризисные самоеды У
Рябышева свой бизнес в сфере телекоммуникаций. Но он понял: тут может
просесть, надо искать еще что-то. Поэтому осенью начал присматриваться
к рынку фастфуда: «Статистика свидетельствует: во времена кризиса часть
потребителей переходит от более дорогих вариантов питания — кафе и
ресторанов — к более демократичным, — говорит бизнесмен. — Но в то же
время людям по-прежнему важно качество еды. Поэтому мы решили
попробовать себя в производстве продуктов быстрого питания
премиум-класса». Так на свет появился проект «Самоеды». Пшеничная
лепешка с различными начинками, или буррито на русский манер — вот то,
что сможет удивить небогатый рынок отечественного фастфуда, рассудил
Рябышев. Да и название говорящее: «самоед» — значит «сам купил, сам
открыл, сам съел». На выбор — семь вариантов начинок и разные соусы.
Вкусы изучили с помощью фокус-групп. К примеру, женщинам понравились
самоеды с яблоками: они напомнили им яблочный штрудель. А мужчин
впечатлили со свининой: туда помимо копченого мяса входят жареная
картошка и соленый огурец. От первоначальной идеи продавать
«самоеды » через автоматы отказались из-за несовершенства техники. С
мая, как планирует Рябышев, «самоеды», упакованные в вощеную бумагу и
индивидуальные картонные коробочки, снабженные зубочисткой и салфеткой,
появятся в продаже в московских бизнес-центрах, кинотеатрах, барах и
кафе по рекомендованной розничной цене 100 рублей. Сейчас уже готовы
производственные площади на одном из пищевых комбинатов в Подмосковье.
К сентябрю Рябышев и партнеры надеются выйти на товарный объем, через
год окупить производственные затраты (по предварительным оценкам, они
должны составить примерно 10 млн рублей), а к концу следующего года —
выйти на федеральный уровень. «Начинать сегодня, безусловно, можно и
нужно, — говорит бизнесмен. — Но надо реально оценивать свои силы,
хорошо все просчитывать и уметь определить для себя точку невозврата,
когда вдруг понимаешь: все, что ты делал до настоящего момента, было
ошибкой. Тогда нужно глубоко вздохнуть, не влезать в долги и вовремя
остановиться». Перспективная виртуальность Вовремя
остановиться не смог однажды москвич Игорь Храмов. Его предприятие по
производству кожгалантерейных изделий не выдержало конкуренции с
продукцией из Турции и Китая. Игорь горевал недолго. Он съездил на
курорт, проветрил голову и вернулся с уверенностью: его Клондайк — в
интернете. Несмотря на свои 40, пошел учиться, научился делать сайты и
продвигать их в поисковых системах. Потекли заказы от знакомых,
появились и заработок, и уверенность в себе. В начале осени 2008 года
Игорь отправился в налоговую, чтобы зарегистрироваться как
индивидуальный предприниматель. И тут грянул кризис. «Я сначала
оторопел, — рассказывает бизнесмен. — Но потом стал анализировать рынок
и понял: перспективы у меня довольно неплохие. Реклама — двигатель
торговли, и компаниям никуда от этого не деться. А поскольку рекламный
рынок безумно дорогой, компании начнут оптимизировать свои рекламные
бюджеты и подадутся в интернет: там цены ниже, а эффективность гораздо
выше». Сегодня Игорь загружен работой до предела, причем без всякой
саморекламы. Помогает «сарафанное радио»: если клиенту нравится —
рекомендует знакомым. Цены у Храмова среднерыночные: от 6 тыс. рублей
за простой сайт-визитку до 20–50 тыс. — за решения посложнее. Впрочем,
кризис вносит свою правку: часто приходится входить в положение
заказчиков и идти на серьезные скидки. Помимо своего дела Храмов
успевает заниматься общественным — администрирует им же созданный сайт
Всероссийского движения предпринимателей «За честный рынок». А потому
настроения в среде малого бизнеса знает не понаслышке. «В целом
настроение довольно кислое, — констатирует он. — Проблема в том, что к
кризису предпринимательское сообщество подошло с весьма низким индексом
оптимизма. Я имею в виду политику государства по отношению к малому и
среднему бизнесу. У людей есть желание даже в условиях кризиса заняться
бизнесом, чтобы выжить и потом, может быть, раскрутиться. Но
государство не делает ничего, чтобы стимулировать эти процессы. Никто
пока не отменил поборы пожарных, милиции, налоговиков. А при
регистрации бизнеса лично я выуживал необходимые бумаги из налоговой
инспекции три месяца вместо одного…». Выживает сильнейший Что
такое начать в кризис с нуля, Александр Малюгин, основатель
«Мануфактуры Малюгина», шьющей в подмосковном Дмитрове купальники и
одежду для фитнеса, знает очень хорошо. Александр в канун дефолта 1998
года сумел вывести на рынок свою торговую марку и презентовать первую
коллекцию, а в 1999-м победил на конкурсе «Лучшее российское
предприятие». В феврале 2009-го все гораздо жестче: обороты упали в 6
раз, новая фабрика, построенная накануне кризиса, съела все ресурсы, а
в Сбербанке в дополнительном кредите Малюгину отказали, причем в грубой
форме. Под занавес на фабрику наведалась проверка из экологической
милиции и нашла несуществующие нарушения. «Состояние, как у
графина по понедельникам: каждый приходит и берет за горло, —
иронизирует бизнесмен. — Одна надежда, что без одежды люди все-таки
прожить не смогут. Как говорил Марк Твен, голые люди никакого веса в
обществе не имеют. Поэтому мы не поднимаем цены на свою продукцию,
тогда как наши конкуренты, продающие в России Adidas и Nike, повысили
их в два раза». Опираясь на опыт выживания в кризис 1998-го,
Малюгин рассчитывает, что спрос на более дешевые вещи российского
производства станет «спасательным кругом» для российских
предпринимателей вообще и для его бизнеса в частности. В рознице
комплект одежды для фитнеса производства Малюгина (брюки, топ, куртка)
стоит около 4 тыс. рублей, западные аналоги — не менее 8 тыс. (спасибо
укрепившемуся доллару!). Планы Александра: за год увеличить обороты в
два раза, в том числе и за счет низкой цены. Именно
импортозамещение считает сегодня ключевым фактором и Дина Крылова,
руководитель Центра экспертизы проблем предпринимательства объединения
«ОПОРА России». «В отличие от 1998 года, когда рынки были
«голодными» и все, что производилось, потреблялось с удовольствием,
сегодня все рынки являются высококонкурентными, — констатирует она. —
Поэтому сейчас самая большая проблема — найти ниши платежеспособного
спроса. Самый большой потенциал у всего, что сможет заместить импорт». Ниши
постепенно проявляются. Эксперты назвали перспективным все, что связано
с производством сельхозпродукции, товаров первой необходимости
(например, лекарств), а также сферой ЖКХ и ремонта. Но это в теории. На
деле, по словам той же Дины Крыловой, в стране нет практически никакой
инфраструктуры и площадей, где новые производства можно было бы
разместить. Кредитные ресурсы недоступны, а получить доступ к
электромощностям крайне сложно и дорого. Затруднен и доступ к
потребителю: вхождение в торговые сети для большинства отечественных
производителей не по средствам. Илья Хандриков, координатор по
предпринимательству Всероссийского гражданского конгресса, добавляет к
этому списку отсутствие налоговых льгот. По его словам, без налоговых
каникул предпринимательству сегодня не выжить. Но пока каким-то чудом оно выживает и даже начинает с нуля. Жаль, что пока такой подвиг по плечу только единицам. Дефолт
1998 года стал для ряда российских предпринимателей моментом удачного
старта. «Шоколадный король» Андрей Коркунов вышел на рынок именно в
1998–1999 годах. На пороге дефолта он вложил все средства в
строительство фабрики в Одинцове, однако в августе 1998-го итальянский
партнер испугался кризиса и отказался от проекта. Коркунов позиции не
сдал: получил под честное слово $12 млн у основателя концерна Tetra Pak
Ханса Раусинга и достроил фабрику. В сентябре 1999-го производство
конфет открылось. В начале 2007-го Коркунов продал бизнес, уступив 80%
акций за $300 млн компании Wrigley (США). За несколько недель
до дефолта 1998-го стартовала газета «Ведомости» — начинание Дерка
Сауэра, председателя наблюдательного совета Independent Media Sanoma
Magazines. Сауэр предложил рынку абсолютно новый продукт — газету,
посвященную исключительно бизнесу. «Раскрутка» обошлась дешево:
билборды в Москве пустовали, и цены на рекламу были крайне низки.
Сэкономил Сауэр и на кадрах: набирал только необходимый костяк, который
и делал газету. Через 7 месяцев в «Ведомости» пошла реклама. В 2007
году выручка издания составила более $50 млн.
|